akti
МЕТИЗЫ
ИНСТРУМЕНТ И ХОЗТОВАРЫ

Актипласт

Что такое стропы - канатные, текстильные, цепные?

Что такое стропы канатные (чалки), стропы текстильные ленточные/петлевые, цепные, Паракорд? В данной статье информация предложена в простом и понятном виде. Хотите выяснить, какие существуют маркировки (типы) стропов? Для вас, мы также ответим на следующие вопросы. Как происходит браковка канатных стропов?  Процесс производства. Коэффициент запаса прочности стропов. Нагрузка. Как распределяется, при натяжении ветвей стропов? Какое значение имеет угол наклона? Расскажем про ремень стяжной (рэтчет) и как выбрать буксировочный строп. Бонусом в конце статьи : Основы успешной эвакуации застрявшего автомобиля.

Что такое строп?


Строп  (от нидерландского strop – петля) – это приспособление, которое требуется для подъема, переноски и перемещения грузов на различную высоту. Применяются в строительстве, на складских (складское оборудование), транспортных и промышленных предприятиях. Существует 3 основных вида стропов:
  •     Канатные;
  •     Текстильные;
  •     Цепные.
Рассмотрим каждый из видов строп детально.

Стропы канатные (чалки), также именуемые как стальные – наиболее распространенный вид грузозахватных механизмов. Производятся в соответствии с ГОСТ 25032-81. Ветви стропов канатных должны быть выполнены только из целого каната ГОСТов: 3071- 88, 3079-80, 7668-80, а также допускается применение канатов ГОСТ 2688-80, 3070-88, 3077-80 и 7665-80. Состоят из канатных ветвей, грузозахватных крюков, захватов, скоб.

Петли канатных стропов формируются двумя способами – заплетка и опрессовка. Заплетка стропов как правило производится вручную, путем вплетения прядей свободного конца каната в тело стропа. Способ опрессовки (обжатия алюминиевой втулкой) более современный. Производится на специальном тихоходном прессе под большим усилием. Стропы, произведённые обоими способами одинаково надежны, однако, стропы с заплеткой могут быть травмоопасными из-за возможных выступающих проволок. Метод втуливания более технологичный, исключается влияние человеческого фактора на процесс, и готовое изделие имеет более эстетичный вид.

Маркировка (типы) канатных стропов.

Маркируются стропы цифрой, обозначающей количество ветвей и сокращенным названием (аббревиатурой по первым буквам):

  • Ветвь канатная (ВК) – представляется собой отрезок каната с двумя коушами и концевыми креплениями (заделки) – заплетка или опрессовка. Применяется и как самостоятельный элемент (например, для комплектации траверс), и в качестве элемента конструкции многоветвевых канатных строп.
  • Строп канатный петлевой (СКП) или универсальный тип 1 (УСК1) – состоит из отрезка каната с петлями на концах и их креплений путем опрессовки или заплетки. Применяется в непосредственном контакте с грузом при погрузочно-разгрузочных работах различных грузов, а также в строительно-монтажных работах.
  • Строп канатный кольцевой (СКК) или универсальный тип 2 (УСК2) – имеет вид замкнутого в кольцо отрезка каната.
  • Одноветвевой строп канатный (1СК) – состоит из канатной ветви, верхняя часть которого делается свободной петлей или укомплектована концевым элементом (скобой, коушем или звеном). В нижней части соединяется со скобой, крюком или захватом. Стропы данного типа применяются для перемещения грузов, которые имеют рым-болты, монтажные петли или другие приспособления.  
  • Двухветвевой строп канатный (2СК) – состоит из двух канатных ветвей, в верхней части которых, звено соответствующей грузоподъемности, а в нижней части соединяются со скобами, крюками различных конструкций (S-образный; с широким зевом; с предохранителем; самозащёлкивающийся; с вилочным сопряжением или вращающийся) или захватами.
  • Твехветвевой строп канатный (3СК) – состоит из трех канатных ветвей, на звене в верхней части, и скобами, крюками или захватами – в нижней части.
  • Четырехветвевой строп канатный (4СК), также именуемый «паук» – состоит из четырех канатных ветвей, на звене соответствующей грузоподъемности в верхней части, и крюками, скобами или захватами – в нижней части. Данный вид стропа широко применяется в различных отраслях, за счет равномерного распределения, т.к большинство грузов имеют четыре точки крепления.
Помимо канатных стропов общего назначения, имеются также стропы климатического исполнения типа У (для применения в умеренном климате) и ХЛ (для применения в холодном климате). Особенность таких строп в том, что они могут выдерживать критические температуры до -60°С. Главным преимуществом канатных строп является их устойчивость к воздействиям внешних факторов, что сказывается на их долговечности и надежности. 

Браковка канатных стропов. Что является отбраковочным признаком?

  • Отсутствует паспорт или бирка/клеймо стропа (повреждение бирки также является причиной браковки);
  • В случае перекручивания стропа, наличии его перегибов, узлов или заломов, а также в случае обрыва пряди;
  • При уменьшении диаметра стропа из-за износа или коррозии;
  • При деформации коуша стропа, появлении трещин на опрессовочной втулке или изменении ее размеров;
  • В случае отсутствия предохранительных замков на грузозахватных элементах стропа, повреждения креплений элементов и резьбовых соединений.

Стропы текстильные
ленточные/петлевые – предназначены для подъема и перемещения ответственных грузов. Одной из отличительных особенностей данных строп является их травмобезопасность. Обладая такой же грузоподъемностью, как и стропы из других материалов, текстильные удобны за счет своей гибкости, компактности и малого веса. Еще одним преимуществом является то, что текстильные стропы не портят груз в местах их соприкосновения.

Сырьем для производства текстильных строп служат нити из полиэстера (PES), полипропилена (ПП) или полиамида (РА). Оборудованием для изготовления данного вида строп является тканый станок, где с нескольких бобин на узел обработки подаются нити. Они переплетаются друг с другом, образуя ленту. В соответствии с евро стандартом в текстильные стропы вшивается синяя бирка, на которой указана вся техническая информация. Окрашивание ленты происходит во время производственного процесса. Для этого имеются камеры с окрашивающими ваннами, проходя через которые, нити приобретают соответствующие цвета.
Окрашивание текстильных стропов в разные цвета необходимо для определения их грузоподъёмности. Грузоподъёмность также определяется и шириной ленты. Маркировка грузоподъемности по цветам и ширине соответствует действующему международному стандарту:

  • Фиолетовый с 1-ой полоской – 1000 кг/ 1 т (ширина ленты – 30 мм);
  • Зелёный с 2-мя полосками – 2000 кг/ 2 т (ширина ленты – 60 мм);
  • Жёлтый с 3-мя полосками – 3000 кг/ 3 т (ширина ленты – 90 мм);
  • Серый с 4-мя полосками – 4000 кг/ 4 т (ширина ленты – 120 мм);
  • Красный с 5-ю полосками – 5000 кг/ 5 т (ширина ленты – 150 мм);
  • Коричневый с 6-ю полосками – 6000 кг/ 6 т (ширина ленты – 180 мм);
  • Синий с 8-ю полосками – 8000 кг/ 8 т (ширина ленты – 240 мм);
  • Оранжевый с 10-ю полосками – 10000 кг/ 10 т (ширина ленты – 300 мм);
  • Оранжевый без полосок – 12000 кг/ 12 т (ширина ленты – 300 мм).

Также существуют стропы одноразовые (one way sling), их еще называют транспортными. Чаще всего они белого цвета. Предназначены для одного цикла погрузо-разгрузочных работ, после чего должны быть утилизированы. Для определения таких строп используется бирка оранжевого цвета.

Виды (маркировка) текстильных стропов:
  • Строп текстильный петлевой (СТП);
  • Строп текстильный кольцевой (СТК);
  • Строп текстильный кольцевой круглопрядный (СТКк);
  • Одноветвевой строп текстильный (1СТ);
  • Двухветвевой строп текстильный (2СТ);
  • Трехветвевой строп текстильный (3СТ);
  • Четырехветвевой строп текстильный (4СТ)

Для сохранения целостности и продления срока эксплуатации текстильных строп возможно применение различных защитных приспособлений. К таким приспособлениям относятся:

  • Чехол ПВХ в виде рукава – защищает стропы от истирания;
  • Угловой протектор из пластика – служит для фиксации стропа на углах груза, предотвращая продавливание кромок груза, а также защищает строп от перетирания в местах соприкосновения с грузом;
  • Полимерные накладки – служат для защиты стропа от перетирания в местах соприкосновения с грузом.

Независимо от вида стропа, он не подлежит ремонту
. После изготовления должен проходить обязательные испытания всех своих элементов нагрузкой, которая на 25% больше, чем заявлена в паспорте. Рассмотрим на примере: проведение испытаний целого текстильного стропа с расчётной нагрузкой 14,0 т, фактический разрыв его произошел при нагрузке 15,0 т, однако ситуация изменилась при создании возможных вариантов повреждений:

  • Механическое повреждение в виде пореза боковины стропа на 10% ширины –  фактический разрыв произошел при нагрузке 8,57 т;
  • Механический тип повреждения в виде пореза одного слоя стропа по всей ширине – фактический разрыв произошел при нагрузке 10,75 т;
  • Химическое повреждение одного слоя стропа соляной кислотой HCl – фактический разрыв произошел при нагрузке 11,27 т;
  • Механическое повреждение в виде однооборотного узла по середине стропа – фактический разрыв произошел при нагрузке 5,13 т.

Данный эксперимент подтверждает, что при любом видимом, казалось бы, незначительном повреждении стропа (прокол, порез, расслоение и др.), ремонт и дальнейшее его использование крайне опасно.

Браковка текстильных стропов.

  • Если отсутствует бирка или сведения на ней трудночитаемы;
  • В случае наличия на стропе узлов, порезов, надрывов, расслоений, или повреждений от воздействия химических веществ (нефтепродукты, щелочь, кислоты);
  • Если имеются выпучивания ниток из ленты, или их расслоение;
  • При загрязнении текстильного стропа на 50% различными красками, смолами, цементом, грунтом и т.д., что препятствует нормальному его осмотру.

Стропы цепные
– являются надежным и долговечным грузозахватным приспособлением, применяемым в различных отраслях. Отличительной особенностью от текстильных и канатных стропов является то, что цепные стропы могут использоваться при экстремально высоких температурах, например, на горячих производствах. Они не боятся острых кромок груза. Еще одной отличительной особенностью данных стропов является возможность комплектации их специальными крюками-укоротителями, с помощью которых возможно быстро и безопасно укоротить одну или несколько ветвей стропа прямо во время работы.

Процесс производства цепных строп.

Для изготовления цепи крутящийся барабан разматывает заготовку для проволоки и направляет к захватному устройству. Захватное устройство протягивает проволоку по роликам, выпрямляя ее. Стальной резак делает насечки с двух сторон проволоки. По ним нож разрезает проволоку на сегменты, размером в одно звено. Затем роликовые манипуляторы загибают отрезанный кусок проволоки вокруг штифта под многотонным давлением. После того, как сформировалось звено, инструмент захватывает и поворачивает его в такое положение, чтобы его модно было присоединить к следующему звену, когда оно будет сформировано.

Когда цепь сформирована, ее необходимо укрепить – наступает очередь сварочного устройства. Ударники слева и справа проталкивают звено внутрь. Затем с двух сторон выдвигаются два медных блока. Выполняя функцию электродов они воздействуют на края звена электрическим током. Ток проходит сквозь разрыв в звене, в то время как ударники проталкивают его внутрь. Звено раскаляется до 927°С, проволока расплавляется и края склеиваются.

Далее цепь направляется в электрическую спираль. Электрический ток пропускается через медную спираль, нагревая цепь внутри до температуры оранжевого каления - 940°С. Шкивы опускают цепь в резервуар с водой для охлаждения. Резкий перепад температуры меняет молекулярную структуру стали, делая ее намного крепче. Однако после всех этих операций цепь приобретает хрупкость. Ее отправляют во вторую электрическую спираль, не такую горячую как первая, а затем в очередную охлаждающую ванну. Таким образом хрупкость исчезает.

Специальный механизм для цепей проверяет прочность изделия: шкивы протягивают цепь в, вырезанный в стальном блоке, желоб,  зажим с одной стороны удерживает цепь на месте, а стальной блок с гидравлическим приводом тянет ее в противоположную строну. Таким образом проверяют сможет ли она выдерживать нагрузку.

Маркировка (виды) цепных стропов:

В типовой конструкции цепной строп это – цепь, состоящая из нескольких звеньев, два переходных звена и концевое овальное звено, которое может соединяться на концах с крюками различных конструкций, захватами, скобами. Основные виды
 цепных строп указаны ниже. Также возможно более сложное их исполнение, путем комбинирования основных видов.

  • Цепная ветвь (ВЦ)
  • Универсальный строп цепной кольцевой (УСЦ-К) – цепная ветвь, замкнутая в кольцо;
  • Строп цепной одноветвевой – 1СЦ;
  • Строп цепной двухветвевой – 2СЦ;
  • Строп цепной трехветвевой – 3СЦ;
  • Строп цепной четырехветвевой – 4СЦ;
  • Строп цепной с одной замкнутой ветвью – 1СЦвз;
  • Строп цепной с двумя замкнутыми ветвями – 2СЦвз.

Браковка цепных стропов.

Для безопасного проведения погрузочно-разгрузочных работ приняты определенные нормы браковки различных видов строп. Это означает, что необходимо проводить проверку стропов не реже, чем один раз в 10 дней, за исключением тех, которые редко используются (такие проходят выбраковку перед использованием).
Цепные стропы осматриваются с целью выявления трещин или частичных повреждений шва, надрывов и погнутости. Критериями их браковки являются:


  • Отсутствие паспорта, с информацией о дате выпуска, а также отсутствие даты предшествующих осмотров.
  • Разная длина отдельных ветвей при свободном подъеме стропа.
  • Если хоть одно звено имеет поперечную деформацию, поверхностные трещины, сколы сварного шва и т.д.

Коэффициент запаса прочности стропов:

Стандартный запас прочности текстильных стропов 7:1. Это означает, что строп, с рабочей нагрузкой в 1 т, разрушается при нагрузке не менее 7 т. Одноразовые стропы отличаются от стандартных меньшим запасом прочности, который составляет 5:1. Запас прочности канатных стропов должен быть 6:1, а цепных – четырехкратным, то есть 4:1. Несмотря на то, что стропы изготавливаются с запасом прочности, превышать грузоподъемность, указанную на бирке, настоятельно не рекомендуется.

Натяжение ветвей стропов:

Если поднимать груз одноветвевым стропом, то нагрузка на него будет равной массе груза. Но если применить, двух-, трех- или четырехветвевой строп, то нагрузка распределится на все ветви равномерно. Однако, в данном случае следует учитывать угол наклона ветвей относительно вертикали, т.е. при увеличении угла между ветвями стропа, увеличивается натяжение его ветвей и вероятность их разрыва, а также сила сжатия груза, что может привести и к его разрушению.
Ветвевые тропы рассчитаны так, что углы между ветвями текстильных строп не превышают 120°, а у канатных и цепных строп – не более 90°.



Паспорт стропа

Вся информация о стропах должна заноситься в специальную форму, которая называется паспортом стропа. После производства и прохождения стропом испытаний, ему присваивается порядковый номер, и выдается паспорт с указанием в нем всей технической информации. В частности, в нем содержится следующая информация:

  •  Лицензия или разрешение на изготовление стропа предприятием;
  •  Информация об организации, изготовившей строп;
  •  Чертеж стропа, с указанием его длины, массы, грузоподъемности, а также порядковый номер, по системе предприятия-изготовителя;
  •  Дата выпуска стропа;
  •  Дата проведения испытаний и результаты испытаний;
  •  Условия, при которых строп может эксплуатироваться.

Если поставляется партия однотипных стропов, то допускается наличие одного паспорта на всю партию, но с указанием всех порядковых номеров, которые вошли в эту партию.
Запрещено использовать любой вид грузоподъёмных стропов для подъема и страховки людей.

Ремень стяжной (рэтчет) – представляет собой устройство для фиксации груза, в том числе крупногабаритного, при перевозке на самолетах, эвакуаторе, багажниках, морских судах, поездах и т.д. Состоит из ленточной стропы, произведенной из полипропиленового или полиэфирного материала, J-образных крепежных крюков, трещотки/храпового замка (выполняет функцию натяжного механизма). Такой механизм позволяет, при необходимости, регулировать натяжение ленты во время транспортировки. Ширина стяжных ремней в диапазоне от 25 мм до 75 мм, а длина – от 0,5 м до 6 м. Преимуществом рэтчетов является высокая прочность и длительный срок эксплуатации, они устойчивы к влаге и различным негативным внешним воздействиям. К минусам можно отнести чувствительность к острым краям грузов и растягивание (удлинение) текстильной ленты при максимальной нагрузке.

Буксировочный строп – предназначен для вытягивания из бездорожья одного транспортного средства другим. Такой тип строп характеризуется небольшой степенью растяжения и высоким сопротивлением трениям, за счет вплетения в него высокопрочных эластичных волокон. Существует несколько видов буксировочных строп:

  •     Стальной или синтетический трос (лебедка);
  •     Корозащитная стропа – защищает кору деревьев от повреждений при креплении к нему троса лебедки.

Динамический строп (рывковый)
представляет собой ленточный строп, в   котором содержатся  эластичные волокна, способные плавно растягиваться при нагрузке, а потом снова принимать первоначальную длину. Такие стропы предназначены для вытягивания транспортного средства, застрявшего на бездорожье, но также могут быть применены и в качестве буксировочных стропов. Однако данный вид строп не пользуется большой популярностью среди автолюбителей из-за высокой чувствительности составляющих его волокон к повреждениям. Так, например, при трении об асфальт или кору дерева при буксировке, волокна могут быть легко повреждены, что способно стать причиной разрыва стропы при рывке, что несет серьезную опасность, как для автомобиля, так и для людей.

Как подобрать буксировочный строп?

Буксировочные и динамические стропы различаются по максимально допустимой нагрузке. При выборе таких стропов необходимо учитывать массу автомобиля, а строп должен быть с запасом надежности, превышающим массу автомобиля в 3-4 раза, во избежание разрывов. Для автомобиля, весом около 2 т необходимо выбрать стропу с нагрузкой до 8 т; для автомобиля, весом около 3 т – строп с нагрузкой 9-11 т; для автомобиля, весом более 3 т – строп с нагрузкой 11 т и выше.
Также имеет смысл обращать внимание на длину стропы. Наиболее оптимальный вариант длины – 4-6 метров, которой хватит для решения большинства проблем, которые могут возникнуть с автомобилем.

Основы успешной эвакуации застрявшего автомобиля:

  • Прежде всего, необходимо осмотреть автотранспортное средство со всех сторон и убедиться, что рядом нет ничего, что может повредить или помешать его высвобождению (бревна, толстые сучья, земляные кочки и т.д.). В случае обнаружения таких вещей, нужно от них избавиться.
  • Тягач должен свободно передвигаться в направлении рывка и иметь запас длины стропы около 3 метров для разгона.
  • Затем закрепляем динамический строп шаклами (такелажными скобами) на буксирных проушинах автомобиля. Правильное положение скобы – закругленной частью от авто, во избежание попадания волокон стропы в резьбу. Закручивание скобы стоит делать с ослаблением затяжки в ¼ оборота, чтобы предотвратить закусывание ее резьбы.
  • Необходимо соблюсти зону безопасности, т.е. обеспечить отсутствие людей в близи выполнения каких-либо действий, т.к. в случае обрыва стропа он может отлететь в любую сторону.
  • Теперь можно совершить первый и, при необходимости, последующие рывки для освобождения застрявшего автомобиля.

Паракорд
– такое название получил парашютный строп. Название берет исток от слова «рarachute сord», что в переводе означает – парашютный шнур. Состоит из двух частей: оболочки, сплетенной из огромного количества переплетенных волокон и нейлоновый сердечник, сплетенный из нескольких шнуров, каждый из которых тоже состоит из большого количества переплетенных нитей.

Существует 2 вида паракорда: военный (military specification)  и гражданский (civilian). Имеет прочность на разрыв – 250 кг (только внешняя его оболочка выдерживает нагрузку до 70 кг). Внутренние пучки гражданских паракордов насчитывают 8 шнуров, каждый из которых сплетен из 2 прядей, а в военном паракорде – 7 внутренних шнуров, каждый из которых сплетен из 3 прядей.

На сегодняшний день парашютный строп применяется не только по своему прямому назначению, но и получил широкое использование в быту. Зачастую его применяют в вязании, например, для создания шнурков, сумок или игрушек, а также для  плетения различных браслетов. Видео-уроки и мастер-классы по их изготовлению можео найти в огромном количестве в сети Интернет.



Купить стропы канатные в Москве, Туле, Орле, Курске, Белгороде, Сочи

Купить стропы текстильные в Москве, Туле, Орле, Курске, Белгороде, Сочи

Купить стропы цепные в Москве, Туле, Орле, Курске, Белгороде, Сочи

ГОСТ 25032-81

Хочу работать в вашей команде!  - направьте нам свое резюме

 

 

Калькулятор